Дзандоменеги


Дзандоменеги
, Федерико (Zandomeneghi, Federico) 1841, Венеция — 1917, Париж. Итальянский живописец. Сын венецианского скульптора, последователя А. Кановы, одного из создателей надгробия великого ваятеля в церкви Санта Мария Глорьоза деи Фрари. С 1856 обучался живописи в Академии художеств Венеции. В 1859 покинул Венето. Участвовал в сражениях Рисорджименто, в знаменитом походе "тысячи Гаррибальди". С 1862 жил во Флоренции, где сблизился с кругом художников "Школы маккьяйоли". Был дружен с Дж. Фаттори, С. Лега, Т. Синьорини, А. Чечони, О. Боррани, Р. Сернези, Дж. Больдини, составивших ядро этого художественно-выставочного объединения, с критиком и маршаном Д. Мартелли. В 1866 возвратился в Венецию, но часто выезжал во Флоренцию. Принимал участие в совместных выставках "маккьяйоли" до конца 1870-х, разделяя их эстетические взгляды. Ранние произведения исполнены в манере флорентийских "маккьяйоли" — пятнами чистого цвета на пленэре (Палаццо Преторио во Флоренции, ок. 1865, Венеция, галерея современного искусства Ка’Пезаро; Портрет Диего Мартелли, 1879, Флоренция, галерея Питти). В июне 1874 уезжает во Францию и с этого времени живет и работает в Париже, подобно Дж. Больдини и Дж. Де Ниттису. Темы его произведений близки французским импрессионистам — жизнь города, элегантного светского общества (На диване <Разговор>, ок. 1882—1890; Ложа, 1880-е; Читающая девочка, ок. 1885—1890, все — частное собрание), однако художнику удалось сохранить индивидуальность своей живописной манеры, не стать эпигоном импрессионистов. Zandy (так его называли друзья во Франции) участвовал в выставках импрессионистов в 1879, 1880, 1881 и 1886. Успех пришел к нему не сразу. Известный критик Феликс Фенеон писал, что его "образы отличаются элегантностью, но лишены непосредственности и похожи на мыло". Благодаря поддержке П. Дюран-Рюэля, коллекционера и маршана, которому Ф. Дзандоменеги передал в 1893 исключительные права на свои работы, художник не испытывал материальных невзгод, постоянно выставлялся. Поддержку ему оказывали К. Писсарро и Э. Дега. На протяжении всей жизни во Франции Дзандоменеги скучал по родине (об этом свидетельствует его переписка с художниками-"маккьяйоли"), но Париж привлекал его, как и других итальянских художников, средоточием художественной жизни. В 1914 в Венеции состоялась большая ретроспективная выставка его работ. Федерико Дзандоменеги был талантливым живописцем, искусство которого оставалось глубоко национальным.
Лит.: Искусство Италии. Живопись, скульптура, архитектура X—XX вв. / Под редакцией Фосси. М., 2001; De Grada R. I Macchiaioli e il loro tempo. Roma, 1963.
Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Дзандоменеги" в других словарях:

  • Дзандоменеги — (итал. Zandomeneghi): Дзандоменеги, Луиджи (1779 1850)  венецианский скульптор. Дзандоменеги, Федерико (1841 1917)  итальянский художник, представитель импрессионизма, внук Луиджи Дзандоменеги …   Википедия

  • Дзандоменеги, Федерико — Федерико Дзандоменеги итал. Federico Zandomeneghi …   Википедия

  • Дзандоменеги, Луиджи — …   Википедия

  • Импрессионизм — Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872 …   Википедия

  • Маккьяйоли — …   Википедия

  • Больдини — Джованни (Boldini, Giovanni) 1842, Феррара 1931, Париж. Итальянский живописец и рисовальщик, один из крупных мастеров искусства Италии второй половины XIX первой трети XX в., снискавший признание во Франции, где он провел значительный период… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Де Ниттис — Джузеппе (De Nittis, Giuseppe) 1846, Барлетта 1884, Сен Жермен ан Лё. Итальянский живописец неаполитанской школы. Окончил в 1861 Королевский институт изящных искусств в Неаполе; испытал влияние Ф. Палицци и Д. Морелли. Сблизился с группой… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Bilder einer Metropole — …   Википедия

  • Валёр — (фр. valeur  цена, ценность; восходит к лат. valer  иметь силу, стоить)  в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета. Cистема валёров представляет собой градацию света …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.